среда, 13 сентября 2017 г.

Первая советская атомная подводная лодка К–3 «Ленинский комсомол», 1960–е годы, СССР


К–3 – это первая советская (3–я в мире) атомная подлодка, головной серии. Спущена на воду в 1957 году. Является единственной лодкой построенной по проекту 627, все последующие подводные корабли данной серии строились по доработанному проекту 627А. Свое название «Ленинский комсомол» лодка получила от одноименной дизельной подлодки «М–106» Северного флота, которая погибла в 1943 году, совершая очередной боевой поход. Это имя корабль носил с 9 октября 1962 года. Лодка была выведена из состава Северного флота в 1991 году.

В 1967 году из–за пожара, возникшего во время боевого дежурства в I и II отсеках, на АПЛ погибли 39 человек. Расследование установило причину катастрофы: прорыв огнеопасной жидкости из гидравлического устройства для открытия и закрытия балластной цистерны. Масляная струя ударила в раскаленную электрическую лампочку, а плафона на ней не было — недавно разбился в шторм.

Утечка же возникла из–за того, что на месте медного уплотнительного кольца в гидравлическом устройстве стояла кустарно вырезанная шайба из паронита — вещества на основе асбеста, используемого в автомобильных двигателях. От постоянных скачков давления ненадежный материал раскис и лопнул. Сделать это могли только гражданские рабочие во время очередного докового ремонта: красная медь, из которой делалась оригинальная деталь, весьма ценилась умельцами для разных поделок.

Тогдашний главком ВМФ Сергей Горшков примерно через месяц после катастрофы заявил на заседании коллегии минобороны, что ЧП случилось из–за халатности экипажа. Техническая комиссия пришла к иным выводам, но с высоким начальством особо не поспоришь. В результате оценка случившегося осталась в подвешенном состоянии. Лишь в канун 45–летия трагедии, когда половина чудом выживших и спасших корабль моряков ушла из жизни, а остальным было изрядно за 70, техническое управление главного штаба ВМФ официально подтвердило: вины экипажа нет.

Поскольку за давностью лет оценить вклад каждого было затруднительно, всех ликвидаторов пожара, живых и умерших, наградили одинаково: орденами Мужества. Командира Анатолия Степанова после катастрофы отметили скромно, орденом Красной Звезды, и после тяжелого отравления угарным газом перевели преподавать в Севастопольское высшее военно–морское училище. В малолюдном месте поставили небольшой обелиск: "Подводникам, погибшим в океане 08.09.67 г.".

Энергоотсек К–3 был демонтирован в 2007 году и отправлен на длительное хранение в Сайда–губу. Ранее планировался демонтаж АПЛ, но в кризис были выделены немалые деньги на музеификацию подлодки. На данный момент в Заполярье спустили подлодку на воду, после завершения процесса герметизации лодки и формирования единого корпуса (он был разрезан). Сейчас «Ленинский комсомол» ошвартован у плавпирса судоремонтного завода «Нерпа».

Спуск субмарины на воду планировался сначала в феврале 2017 года, а затем в апреле, в итоге он состоялся в сентябре.

Морская коллегия продолжает работу над вопросом музеификации К–3. Вполне возможно, что «Ленинский комсомол» встанет на вечную стоянку в Мурманске, рядом с атомным ледоколом–музеем «Ленин».

В 2003 году была выдвинута идея восстановить К–3 в качестве музея подводных сил России и отбуксировать на вечную стоянку в Санкт — Петербург. В 2008 году на Морской коллегии при правительстве России КБ «Малахит» поручили разработать проект этого музея. Сумму на это Объединенная судостроительная корпорация оценивала в 650 млн. рублей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий